Можно ли «разделить» грамматику и разговорный английский язык? Можно ли при изучении языка обойтись только запоминанием слов и словосочетаний или заучиванием на память правил?
Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе 2 ситуации:
- Вы учите свой родной язык «на слух» в своей родной среде. Вы научились прекрасно изъясняться, но не придавали значения грамматическим правилам. Как результат – у Вас возникают серьёзные проблемы при написании текстов и заполнении документов.
- Вы учите правила понравившейся Вам игры, однако когда приходит время принимать участие в реальных состязаниях, то оказывается, что имея только теоретические знания, Вы не можете показать действительно хорошие результаты.
Точно также обстоят дела с английским и любым другим иностранным языком – заучив все грамматические правила без практического их применения, нередко оказывается, что студент совершенно не понимает разговорную речь. И с другой стороны, не имея соответствующей грамматической базы, у абитуриента не получается строить правильные грамотные предложения, хотя он и может устно изъясняться с иностранным собеседником.
Почему-то многие считают, что если освоить какой-то один навык – письмо, чтение или разговорную речь, то все остальные придут сами по себе. Однако на самом деле это не так – над каждым из них нужно работать отдельно, но в общем процессе комплексного обучения. Зачастую те, кто максимальное значение уделяет изучению правил, страдает от непонимания устной речи, те, кто в основном читает книги, также не всегда хорошо воспринимает речь на слух, хотя и приобретают неплохие письменные навыки.
Кому нужны грамматические правила. Если язык изучается для бизнес-целей, то вопрос необходимости знания грамматических правил отпадает сам по себе – в любом случае Вам придётся вести переписку, а грамматические ошибки не вызовут восторга ни у преподавателей института, ни у иностранных партнёров.
Если же язык изучается «для себя», то может возникнуть соблазн отказаться от изучения правил и сосредоточиться только на речи. Беда в том, что со временем грамматическая база всё-таки понадобится – даже если целью является только чтение иноязычных книг, а вот разбираться в ней, имея определённый уровень практических знаний, уже не захочется. Поэтому оптимальный вариант – развивать все навыки одновременно, сопоставляя объёмы грамматической информации с объёмами письменных и устных навыков. Лучше всего разобраться с этим соотношением сможет опытный преподаватель, действующий по проверенной методике.
Очень важно к каждому ученику подобрать наиболее подходящий способ – например, изучение грамматики может быть построено на классических методах, подразумевающих выполнение различных упражнений, в таком случае происходит логическое и механическое запоминание информации. А кому-то запомнить все тонкости синтаксиса и морфологии проще в процессе языковых игр, которые, опять же, можно варьировать с теми же упражнениями.
Если говорить о том – с чего, собственно, начинать изучение языка, то большинство специалистов склоняются к мнению, что поскольку язык – это в первую очередь, ауадиальная система, то первые уроки должны быть посвящены восприятию на слух, к которым постепенно должна добавляться базовая грамматика.
После того, как ученик переходит к чтению первых текстов, необходимо расширять и грамматические знания, в частности, учить правила, касающиеся типовых ситуаций. Следует отметить, что чтение книг значительно повышает уровень грамматических знаний, поскольку происходит механическое запоминание правильных грамматических моделей – точно также, как при общении в определённой среде происходит запоминание произношения. Базовую грамматику необходимо знать наизусть, чтобы правила «автоматически» всплывали в памяти каждый раз, когда нужно составить или написать предложение.