Учить язык: советы начинающим. Часть 2. Способы изучения

На сегодня наиболее распространены три способа изучить язык: на курсах, с репетитором и путешествуя.

Обсудим их «плюсы» и «минусы».

Обучение в группе на курсах

Здорово, что занятия на курсах происходят в группе единомышленников, которые, как и вы, стремятся к совершенству, и уж если платят за курс – значит, понимают, что им это действительно нужно. Соответствующий сертификат об их окончании может увеличить шансы на трудоустройство и на отечественной, и на мировой бирже труда.

Однако, записываясь на курсы, нужно осознавать, что скорость вашего обучения в группе зависит от способностей худших учеников. И если ваши способности и уверенность в себе выше среднего уровня, не стоит рассчитывать, что обучение в группе – для вас.

Обучение в большой группе оставляет очень мало времени для именно вашей практики – будьте готовы к тому, что 90% времени, отведенного на закрепление материала, вы будете слушать ошибки своих однокурсников. Ведь согласно коммуникативному методу, 90% времени в классе должен говорить не учитель, а ученики, при этом, учитель не имеет права исправлять их ошибки (так как это может заблокировать желание учить и говорить).

Учить иностранный по два часа в неделю, как это зачастую происходит на курсах – также значит пускать деньги на ветер. Если у вас плотный рабочий график, и в остальные дни вы в языке не упражняетесь, то именно вы будете одним из тех, кто тормозит всю группу. В таком случае лучше уж отложить деньги на путешествие с изучением языка.

Путешествия

Безусловные плюсы такой методики – стопроцентное погружение, максимальная мотивация, знакомство не только с лексическими особенностями языка, но и культурным окружением, эмоциональная подпитка. Не стоит снимать со счетов и прочие радости вроде бюджетного шоппинга, знакомства с хорошим европейским вином (и удивления по поводу того, что в Европе оно вовсе не дорогое), музеями и т.д.

Но имеются и «минусы». Прежде всего, языковые поездки не обеспечат вам знание языка в целом. Научившись пользоваться «речевыми формулами», вы едва ли сможете начать читать Честертона или Борхеса в оригинале, приобретете акцент той местности, где обучались.

Наконец, изучение с репетитором.

Плюсов – масса: сами выбираете подходящее для этого время, в зависимости от ваших способностей преподаватель комбинирует изучаемый лексический и грамматический материал с просмотром фильмов, прослушиванием музыки, чтением книг, газет и комиксов в оригинале. Кроме того, репетитор мотивирует вас на непрерывное обучение, оценивая прилежание и, если нужно, упрекая за невыученный урок.

Если вам удастся преодолеть опасный критический момент (наступающий где-то через месяц после начала занятий) – когда первоначальное рвение к изучению угасло и, несмотря на многочасовые занятия, в кармане всего сотня слов и несколько грамматических конструкций, обучаясь с репетитором вам непременно удастся достичь языковых вершин.

Какой же выбрать учебник, становясь на путь самостоятельного изучения языка?

Вообще говоря, есть два принципиальных подхода, по которым создавались учебники прежде (до начала 90-х) и теперь. Отличить новый и старый учебник чрезвычайно просто. (Учтите, что старые проверенные временем учебники до сих пор переиздаются, а потому если вы думаете, что критерий – пожелтевшие страницы, вы очень ошибаетесь.)

Открывая новый учебник по английскому языку, вы увидите на великолепной журнальной бумаге высококачественные фотографии Мерлин Монро, Джеймса Бонда, Эрнеста Резерфорда или Принцессы Дианы и небольшой текст (соотношение картинок и текста зачастую 5:1).

Открывая старый (те, кто учил английский по Бонку или Эккерсли, немецкий по Завьяловой, а французский по Поповой-Казаковой-Ковальчук, уже догадываются) – текст, только текст и задания к тексту.

На языковых форумах уже много раз говорено-переговорено, насколько «старые» учебники в состоянии поддерживать интерес учащегося, дескать, и картинок нет, и лексика советская, и примеры из пионерской жизни, однако многие из новомодных учебников страдают другой «детской болезнью» – отсутствием системы и отсутствием обобщающего справочного материала.

Так, доверившись коммуникативному методу, можно очень долго практиковать речевые формулы в определенном лице или определенном времени, но пока взрослый ученик не видит всю сводную информацию по временам, спряжениям, склонениям и прочая, которая показывает строение и логику языка в целом, ему очень сложно быстро освоить язык. Ведь нужно понимать, что подлинная речь начинается только там, где заканчиваются «речевые штампы», на которых стоит современная лингвопедагогика.

Автор статьи: Юлия


Еще интересное: