Учим язык с детьми: что и как делать?

Все уже давно осознали важность изучения иностранных языков с младых, так сказать, ногтей. Детские сады с изучением английского и испанского и няни со знанием двух языков становятся все более и более популярными. И все больше и больше родителей, приходят к мысли о том, что им неплохо было бы присоединиться к изучению языка, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения и помогать своим отпрыскам в этом не самом простом деле. В чем плюсы и минусы изучения иностранного языка совместно с детьми? Как сделать занятия максимально эффективными?

Когда начинать совместные занятия?

Конечно, многое зависит от возраста ребенка. Восьми-девятилетка с радостью воспримет совместные занятия. До 12 лет ребенку важно участие родителей в его жизни и совместные уроки языка - это отличный способ общего времяпрепровождения. В подростковом возрасте дети начинают отделять себя от родителей, сторониться их, стесняться. Исключение составляют семьи, где уровень доверия между родителями и их отпрысками максимально высок. Если же переходный возраст у ребенка идет по классическому сценарию, то в этом случае совместные занятия вряд ли будут удовольствием для подростка, вместо того, чтобы концентрироваться на нюансах языка, он будет просто ждать окончания урока. Кроме того, в присутствии родителя, ребенок не сможет свободно обсуждать свою повседневную жизнь, поскольку будет подсознательно ожидать оценки своих действий со стороны мамы или папы. Таким образом, будет тормозиться развитие разговорного аспекта речи.

А учебники?

Еще одной проблемой для совместных занятий двух поколений становится подготовка материалов для урока. Да, грамматика, она везде грамматика. А вот разговорные темы, тексты для аудирования, тексты для чтения для детей 8-10 лет, для подростков и для взрослых отличаются. Поэтому совместные занятия с маленькими детьми, будут полезны для детей, но их родителям для полноценного освоения языка придется брать дополнительные занятия.

На чем сделать акцент?

Что можно сделать для того, чтобы общие занятия стали максимально эффективными? Прежде всего, вам необходимо поставить себе произношение. Если вы никогда не занимались языком, то вам потребуется немного больше времени для отработки фонетического аспекта, чем вашему ребенку. А ваше хорошее произношение будет играть большую роль как для школьника младших классов, так и для тинейджера. Неправильное произношение будет мешать развитию слухового навыка у маленького ребенка, а подросток будет стесняться вашего "смешного" акцента. Поэтому возьмите дополнительные уроки для тренировки хорошего выговора.

Как усилить эффект от совместных занятий?

Если у вас освоение материала идет быстрее, не стоит выговаривать ребенку за это, не ставьте себя в пример: ребенок может замкнуться и перестать стараться, раз уж ему не дотянуться до звездного родителя. Соревновательная система хорошо работает, если и родитель и ребенок держатся примерно рядом по очереди вырываясь вперед: родитель хорошо запомнил правило, ребенок выучил больше слов, родитель написал текст длиннее, у ребенка лучше получился пересказ текста. Также полезно попросить ребенка объяснить пройденный материал. С одной стороны, ваша просьба придаст ему уверенности, он же сможет помочь взрослому человеку, он в чем-то разбирается лучше. А с другой стороны, ребенок лучше усвоит тему: помните анекдот про учителя, который сам понял задачу после того, как трижды объяснил ее классу?

Сколько вешать в граммах?

Идеальным вариантом стали бы занятия по следующей схеме: два раза в неделю ребенок и родитель занимаются с педагогом индивидуально, а третье занятие проводится совместно для отработки разговорной речи. Кроме того, можно выбрать два дня в неделю, когда вы будете общаться между собой только на иностранном языке и придумать систему забавных штрафов за использование русских слов и поощрений за отсутствие их в речи. Это поможет вам понять, каких слов вам не хватает, для общения на бытовые темы, а также поможет превратить обучение в увлекательную семейную игру.


Еще интересное: