Угадайте, что вызывает ступор не только у тех, кто недавно начал изучать иностранный язык, но и у опытных пользователей, кто давно и плотно работает с языком? Система времен? Нет, когда к ней привыкаешь, пользоваться ей не сложнее, чем таблицей умножения. Косвенная речь? Это та же математика. Инфинитивы? Всего лишь вопрос запоминания. Пассивный залог или условные предложения? Сложно, но вполне осваиваемо. Есть еще идеи? Числительные! Само собой, количественные числительные до сотен вполне просты, но когда дело доходит до тысяч, сотен тысяч, миллионов, миллиардов, мозг заворачивается в узелочек даже у бывалых переводчиков. А уж если добавить к этому простые и десятичные дроби... А числительные относятся к так называемой прецизионной информации, которая очень сложна для запоминания и, часто, для быстрого перевода, и содержит в себе важные сведения, искажать которые нельзя.
Как так получается?
Независимо от того, в какой степени человек владеет тем или иным иностранным языком, большую часть арифметических действий в уме он машинально выполняет на своем языке. Точно так же, бегло читая текст на иностранном языке, мы автоматически проговариваем числительные на родном языке. Таким образом, у нас отсутствует привычка к переводу чисел или осознанию их сразу на иностранном языке.
Что же делать?
Прежде всего, откажитесь от цифрового записывания чисел. Любое, даже самое простое число, записывайте словами, желательно в процессе еще проговаривать написанное вслух или, если нет возможности, про себя. Произносите как можно больше числительных, представляя их в уме. Можно даже придумать арифметические примеры с большими числами и записывать их словами, не забывая проговаривать вслух. Или заходя в магазин, мысленно проговаривать ценники товаров на иностранном языке, стараясь сделать это как можно быстрее.
Можно также воспользоваться упражнением для переводчиков-синхронистов. Как это происходит: - Находите себе партнера по обучению, друга или члена семьи, который более или менее владеет тем иностранным языком, который вы тренируете.
- Сначала напарник произносит числа на родном языке, начиная с маленьких и постепенно их увеличивая и усложняя, добавляя, например, дроби, а вы тем временем повторяете слово в слово его речь с задержкой на секунду-полторы.
- Затем наступает черед чисел на иностранном языке. Та же самая процедура повторения, с небольшой задержкой.
- После того, как вы освоили оба упражнения, наступает черед перевода. Напарник медленно и размеренно читает числа на Вашем родном или иностранном языке, а вы их переводите с той же задержкой на полторы секунды. Постепенно следует увеличивать сложность числительных и скорость их произнесения. Периодически меняя язык ,на который идет перевод.
Если у вас нет такого партнера по изучению языков, необходимый текст можно записать на диктофон и тренироваться самостоятельно.
Еще один способ самостоятельной тренировки с диктофоном выглядит следующим образом. Подготовьте большие списки разнообразных числительных, листов 10-15-20 и начитывайте их на изучаемом языке максимально быстро на диктофон. После прослушайте запись и проверьте себя по написанным вами спискам. Отложите запись на несколько дней, чтобы конкретные числа немного подзабылись. Потом прослушайте файлы и запишите услышанные числа от руки, сравните получившееся с оригинальными записями.
Занимайтесь с удовольствием и довольно быстро числительные вам покорятся.