Фламенко - это не просто танец или стиль музыки, это ритм жизни, непреодолимое стремление движения, восхитительный порыв страсти, эмоций и вдохновения. Тысячи людей, без памяти влюбленных в фламенко, ежегодно посещают родину этого эмоционального творения человечества - Испанию, наслаждаясь и изучая его истоки.
Южно-испанская музыка имеет несколько различных друг от друга разновидностей: древнейшая (hondo - глубокая и серьезная) и современная (chico - простая и облегченная). Кроме того, в рамках этих разновидностей существуют свыше 50 жанров, между которыми определить границу обычному слушателю практически невозможно. В них может разобраться только настоящий фанат.
Загадочные истоки
История происхождения фламенко так же запутана, как и суть этого направления, включающего музыку, песню, танец и нечто иное, что не поддается обычному словесному описанию. Это искусство оставляет больше вопросов, чем ответов, контрастируя взлетами и бурными падениями, напоминая одновременно суровую реальность и мир грез.
Большинство экспертов полагает, что истоки фламенко зародились из цыганского фольклора, переплетенного с арабскими напевами, с толикой византийского и индийского влияния. Арабская культура способствовала обогащению фламенко мягкостью и мелодичностью движений, легкостью взмахов рук. Выходцы из Индии добавили символичность и выразительность жестов, а жгучая испанская музыка стала основой данного искусства. Но не все так просто.
Еще одна версия происхождения величественного фламенко - это наследие древнего ритуала коллегии жриц Астарты Венеры, которые своими танцами могли заворожить любое войско, призвать богов и изменить ход истории.
Само же центральное ядро фламенко, хондо, сформировалось лишь в XVI-XVII веках. Именно тогда, испанские гитаристы ворвались на европейскую арену с новыми, но такими яркими жанрами как чакона, пассакалия, сарабанда и павана. Распространяясь по всей Европе, жгучая музыка собирает массу фанатов, которые целыми делегациями отправлялись для изучения этого необычного искусства в Херес-де-ла-Фронтера и Морон-де-ла-Фронтера.
Страстный танец
Основной элемент образа танцовщицы фламенко – яркое длинное платье, украшенное оборками и массивными воланами. Цвет может быть любой: начиная от привычного всем темно-красного, заканчивая разноцветным узором с элементами горошка. Предшественник такого наряда - это цыганское платье. На протяжении танца, танцовщица изящно играет с подолом своего наряда, создавая немыслимые контуры и придавая выразительность каждому своему движению.
Мужской наряд чаще всего остоит из темных брюк с широким поясом и рубашки с длинными рукавами, которые эффектно сочетаются с короткой жилеткой-болеро.
Помимо нарядов, танцоры часто используют испанские шали (с длинными кистями) или веер. Иногда применяются кастаньеты для отбивания ритма.
Завораживающая музыка
Мелодия фламенко состоит из частей, отличающихся в зависимости от стиля автора и методики исполнения. Особенность такой музыки – наличие компаса, задающего ритмическую схему, такт и сущность музыки. Если мелодия исполняется без гитариста – то компас задает ритм постукивания и хлопанья ладоней. Гитарист же использует компас для легких ритмический ударов по верхней деке своей гитары.
Увлекающая песня
Основа любой песни фламенко это:
- драматический, трагический характер исполнения;
- яркая импровизация с опорой на небольшой набор традиционных мотивов;
- богатые способы украшения мелодии при помощи музыкальных приемов;
- использование «разрывов» музыкального полотна, для придания эффекта ожидания;
- игра с нотами (повторение, скачки, создание динамических тембровых оттенков и «подъездов», а не точное исполнение задуманной партии);
- снижение интенсивности вокальной партии в зависимости от развития сюжета.
Лишь в сочетании всех этих характеристик, песня по праву называется фламенко.
Хотите насладиться настоящим фламенко? Тогда ваш путь лежит в Испанию. Если вы сможете перекинуться с местными жителями несколькими словечками на их родном языке, вас ждет особенно теплый прием.