Не секрет, что хороший преподаватель способен привить любовь ученика к своему предмету, тогда как посредственный может «убить» у последнего всякое желание чему-либо обучаться.
Это утверждение справедливо по отношению абсолютно к любому занятию, в частности и к изучению иностранного языка.
Не умаляя значения собственных стараний ученика или студента, следует признать, что «покорение» английского языка может не состояться из-за того, что им попался не самый лучший или просто неподходящий учитель.
Люди все очень разные по складу характера и ума, поэтому каждый из нас требует к себе особого подхода. Кому-то не обойтись без периодических «подзатыльников», которые не дают расслабиться. А кого-то критика и активные порицания вводят в полный ступор, из-за чего процесс обучения может надолго затормозиться.
Такие особенности человеческого характера и темперамента – а, как известно, бесконечно оптимистичные сангвиники и чрезвычайно ранимые меланхолики очень отличаются друг от друга – имеют существенное значение при построении взаимоотношений между учеником и учителем.
Кроме того, по отношению к каждому ученику нужна «своя» методология и свои методы обучения. Кто-то лучше воспринимает науку «на слух», а у кого-то особенно хорошо развита зрительная память (это особенности нашего склада ума) – и в каждом из этих случаев в процессе обучения необходимо по-разному преподносить материал.
Хороший педагог видит и понимает эти нюансы и обязательно учитывает их при построении своих уроков и налаживании взаимоотношений с учеником. Неопытные преподаватели и люди, которые занимаются репетиторством исключительно ради денег, а не по «зову души», этого могут даже не осознавать. А вот ученикам, которые ожидают от своей учёбы положительного результата, нужно это понимать. Иначе, потратив кучу времени и денег на обучение, можно получить очень скромные и совершенно недостаточные знания.
В общем, если английский язык дается «туго», не следует все списывать на отсутствие природных данных и считать себя неспособным человеком или неудачником. Попробуйте объективно проанализировать ситуацию и разобраться: что вам не нравится, почему вам не комфортно, и кто или что вам мешает.
Если с учителем вам общаться легко и приятно, и после уроков у вас никогда не появляется чувство облегчения («слава Богу, закончилось!»), тогда причина слишком медленного продвижения может крыться в неподходящей для вас методике или в том, что вы недостаточно старательно выполняете все предписания своего teacher.
А вот если вы уходите с урока, так до конца и не поняв тему, если вы стесняетесь что-то спросить у преподавателя, если вас что-то смущает во время общения, значит, проблема далеко не только в ваших способностях, и нужно срочно что-то менять.
Как отличить «правильного» учителя?
1) Хороший преподаватель учитывает психологические особенности своего ученика и старается «подстроиться» под него, чтобы создать комфортную обстановку для обучения.
2) Опытный педагог тщательно планирует свои занятия. Узнайте у своего репетитора, чем вы будете заниматься на ближайших занятиях. Если учитель дает четкий и ясный ответ, можете быть уверены – вы занимаетесь по определенно выстроенной системе. Если же вам говорят «посмотрим» или каждый раз меняют планы – бегите от этого горе-учителя.
3) Грамотный преподаватель обязательно учитывает ожидания своего ученика: ведь кому-то английский нужен для поступления, кому-то – для поездки за рубеж, кому-то – для стажировки за границей, а кому-то просто для того, чтобы дома свободно читать англоязычные книги. В зависимости от планов должны корректироваться и методы обучения.
4) Хороший преподаватель, нацеленный на конкретный результат, не ограничивается какими-то одними «инструментами» и материалами – он сам изучает и рекомендует своим ученикам эффективные способы запоминания слов, специальные упражнения и т. д. Например, дополнительно предложит интересные аудиозаписи, книги, информационные ресурсы.
5) Опытный учитель никогда не будет обещать «золотые горы» на первом же уроке. Поначалу он ближе знакомится со своим подопечным, оценивает его уровень знаний, способности к обучению и, исходя из этого и целей ученика, строит дальнейшую программу.
Если вы чувствуете какой-то дискомфорт на занятиях, или если ваши ожидания от обучения не оправдываются, поговорите со своим преподавателем. Расскажите ему о своих сомнениях, о своих внутренних переживаниях, о том, что вас не устраивает. Хороший педагог обязательно выслушает вас и либо успокоит, либо предложит новые методики.
В некоторых случаях единственно правильный выход - поиск нового учителя. Только заранее поставьте его в известность о своих ожиданиях.