Когда лучше всего начинать изучать иностранный язык? Например, тот же английский? Большинство специалистов сходятся во мнении, что самым благоприятным периодом является возраст от 3 до 10 лет. В это время мозговые механизмы речи наиболее гибкие, и ребенок, обычно уже достаточно хорошо справившись с родным языком, готов осваивать немецкий, испанский, французский или английский язык. Самые маленькие ученики, которые еще не умеют ни читать, ни писать, овладевают новыми знаниями неосознанно, просто автоматически запоминая новые слова и обороты, – точно так же, как это происходит с родным языком. Дети, знающие всего несколько иностранных слов, очень просто и легко вступают в контакт с носителем иностранного языка, обогащая свои знания. Интересным фактом является то, что одновременное овладение двумя языками – родным и иностранным − зачастую помогает предупредить или решить проблемы с произношением, поскольку у детей активно и всесторонне развивается артикуляционный речевой аппарат. Родителям в это время нужно создать подходящую атмосферу и найти достойного учителя, который сможет заинтересовать малыша и подберет оптимальную методику обучения, превратив уроки английского в занятную игру.
Примерно с четырехлетнего возраста дети начинают изучать язык осознанно, они легко воспроизводят все то, чему их учили до этого. Но вплоть до того момента, как дети пойдут в школу (а лучше и на всем протяжении обучения в младших классах), изучение английского языка должно основываться все-таки на коммуникативных методиках – сложные академические занятия вызывают скуку и отбивают всякую охоту у непосед. В это время рекомендуется проводить занятия продолжительностью от 25 до 45 минут, с обязательным включением различных игр и выполнением практических заданий (уроки английского должны предусматривать изучение стихов и песен, инсценировки, выполнение поделок, тематически связанных с языком). Крайне важно обеспечивать общение с носителем языка – для развития хороших разговорных навыков.
Что касается подростков, то они также довольно активно воспринимают и накапливают новую информацию − зачастую чисто механически, но при работе с ребятами от 12 лет в первую очередь важно понять, что движет их интересом к языку, чтобы поддерживать его.
Примерно до 25-35 лет любой человек достаточно хорошо поддается обучению - опять же, если он сам этого хочет. А вот становясь старше, мы больше склонны не к усвоению новой информации − будь то изучение английского языка или первые пробы работы с ПК, − а к активному использованию тех знаний, которые уже накопились к этому времени.
Дело в том, что человек после 25 лет пытается не просто запомнить, принять информацию как данность (как это делают дети), − новые знания ему нужно понять, проанализировать и систематизировать. Разумеется, для этого необходимо больше усилий, терпения и мотивации. Именно поэтому изучение английского языка у взрослых абитуриентов имеет существенные отличия. В частности, если в детском возрасте период обучения можно существенно растянуть, постепенно двигаясь от простого к сложному, то взрослым желательно преподнести нужный курс в максимально короткий срок – чтобы они могли побыстрее выстроить для себя «систему» нового языка. Очень важно при обучении создавать языковые ситуации, как можно больше приближенные к реальной жизни, – в этом случае взрослому человеку намного проще сориентироваться. Осуществляется это с помощью игровых импровизаций.
Несмотря на все сложности и барьеры, даже тем, кто приступает к урокам английского только после 35 лет, следует знать: освоить язык вполне реально в любом возрасте. Главное – мотивация и наличие преподавателя, который найдет способ помочь овладеть базовой грамматической логикой, что очень важно для взрослого человека.