В чем различия?
Куда пойти учиться? Где лучше всего поступать? Сейчас, когда доступно обучение не только на родине, но и за рубежом, многие пытаются разобраться в особенностях и преимуществах обучения в разных странах. Благодаря разнообразию образовательных программ и курсов каждый может выбрать то заведение и ту систему, которые по условиям, перспективам и языковым требованиям подойдут ему больше всего.
Школы и университеты европейских стран пользуются заслуженной славой во всем мире. За новыми знаниями сюда ежегодно приезжают десятки тысяч иностранцев. По разным данным, не менее 25–30% учащихся европейских вузов – гости из-за границы.
В Европу приезжают, чтобы:
- получить глубокие и актуальные знания по выбранной специальности;
- приобщиться к мировому опыту в своем направлении;
- лучше овладеть иностранными языками;
- стать обладателем диплома, признаваемого во всем мире.
Великобритания
Одним из лидеров в области образования на протяжении последних нескольких столетий остается Великобритания, славящаяся своими престижными учебными заведениями. Успешно окончив Оксфорд, Кембридж или другие именитые университеты и школы, студенты получают отличный старт для построения благополучной карьеры в бизнесе, политике, искусстве или науке.
Всем, кто желает приобщиться к британской студенческой среде, необходимо учесть следующие особенности местного образования:
- длительное обучение – чтобы подготовиться к поступлению в высшие школы, придется потратить не менее 16 лет на начальное, среднее и послешкольное образование;
- строгая дисциплина – во всех учебных заведениях действуют четкие правила, касающиеся обучения, поведения, режима, а иногда и внешнего вида;
- индивидуальная работа – большое внимание во время обучения уделяется самостоятельной работе, учащимся предстоит провести множество собственных исследований и подготовить многочисленные письменные работы;
- интенсивное всестороннее обучение – образовательный процесс дополнительно включает занятия в области искусства, культуры и спорта.
Еще одна особенность – отсутствие вступительных экзаменов. Для зачисления в вуз потенциальному абитуриенту необходимо предоставить приемной комиссии итоговые оценки (сертификаты A-level), результаты тестов, языковые сертификаты (IELTS, TOEFL) и эссе.
Определенные отличия в системе образования есть и внутри Соединенного Королевства. Поэтому, планируя поступление в конкретную школу или колледж Шотландии, Уэльса или Северной Ирландии, заранее узнавайте все условия обучения. Например, чтобы получить степень бакалавра в Шотландии, придется проучиться на 1 год больше, чем в Англии или Уэльсе (4 года вместо трех).
Особенности национального среднего образования
Качественное образование гарантируют и в других странах Европейского Союза. Иностранные студенты интересуются условиями поступления в высшие школы Германии, Франции, Италии, Испании. Во всех этих странах есть свои отличительные особенности не только в культурной среде, но и в образовательной сфере. Все изменилось в 1999 году, когда был инициирован Болонский процесс, призванный стандартизировать международную образовательную систему.
Основные цели, обозначенные в Болонской декларации, – формирование общепринятых транснациональных стандартов в обучении, принятие системы сопоставимых критериев оценок и степеней в системе высшего образования. Зачем это нужно? Чтобы любой студент при необходимости и желании мог перейти из одного вуза в другой независимо от страны, а также трудоустроиться в любой стране со своим дипломом. Вместе с тем в национальных системах среднего образования остались некоторые отличия.
В Германии – 5 типов средних школ: общие, профессиональные, главные, реальные, школы-гимназии. Учащимся, не планирующим обучение в вузе, предлагается закончить профессиональную или главную школу, где, помимо основных академических знаний, можно получить профессиональные навыки по определенным профессиям/отраслям. Наиболее престижными являются гимназии – это средние школы, ориентирующиеся на гуманитарные науки. Их выпускники получают возможность поступления в немецкие вузы без экзаменов. Окончив общую школу, где уделяется одинаковое внимание и гуманитарным, и точным наукам, абитуриент также может вступить в университет при условии успешной сдачи экзаменов по программе гимназии. Учащиеся реальной школы наряду с обычной школьной программой получают необходимые знания в области коммерции и обслуживания. По завершении реальной школы можно поступить в старший класс гимназии, а затем – в вуз.
Образовательная система Франции, имеющая более чем 100-летнюю историю, до сих пор считается одной из лучших в Европе. Полное среднее образование французские школьники получают к 18 годам – после успешной сдачи экзамена, который обеспечивает им степень бакалавра. Все предметы на курсе начального образования (6–11 лет) ведет один преподаватель, причем задавать домашние задания в начальной школе запрещено. В дальнейшем ученикам предстоит пройти колледж (11–14 лет), по результатам обучения в котором совет класса принимает решение о дальнейшей ориентации (направлении) учебы для каждого ученика. В зависимости от способностей и успеваемости будущий специалист может получить профессиональный диплом (2 года обучения в профлицее – аналоге наших ПТУ) или степень бакалавра (3 года учебы по общей программе), необходимую для поступления в высшую школу.
В Италии обучение также начинается в 6 лет. В 11 лет учащиеся сдают экзамены и получают свой первый аттестат. Наступает время обучения в средней школе (2 ступени, 8 лет). В 14 лет выпускникам открывают свои двери высшие средние школы (аналог профтехучилищ) и лицеи – классические, гуманитарные, технические (обучение в школах и лицеях длится 5 лет). По завершении итальянского лицея и сдачи экзамена esame di maturita ученикам вручается аттестат о полном среднем образовании. С ним можно продолжать учебу в вузах.
В Испании считается обязательным обучение для детей с 6 до 16 лет. За это время учащиеся проходят курс начальной (6–12 лет) и средней (12–16 лет) школы. После этого можно поступать в профессиональные образовательные заведения или на специальные двухгодичные курсы (16–18 лет), по завершении которых абитуриентам присваивается степень бакалавра (при успешной сдаче тестов). В отличие от других европейских стран, в Испании при поступлении в вуз необходимо сдать комплексный экзамен (Prueba de Acceso a la Universidad), на котором будущему студенту предстоит продемонстрировать свои знания по 5 дисциплинам (в том числе по двум языкам – испанскому и иностранному).